Общественный контроль

В соответствии с законом Украины «Об охране окружающей природной среды» общественный контроль в области охраны окружающей природной среды осуществляется общественными инспекторами охраны окружающей природной среды на основании Положения, которое утверждается Министерством охраны окружающей природной среды.

Общественные инспекторы охраны окружающей природной среды (ООПС):

· берут участие в проведение совместно с работниками органов государственного контроля рейдов и проверок соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами законодательства в сфере ООПС, соблюдение норм экологической безопасности и использования природных ресурсов;

· проводят проверки и составляют протоколы о нарушениях законодательства об ООПС и подают их органам государственного контроля в области ООПС и правоохранительным органам для привлечения виновных к ответственности;

· оказывают Общественный контроль в помощь органам государственного контроля в области ООПС в деятельности по предупреждению экологических правонарушений.

В последние годы понятие «экологический контроль» расширилось. В него включают:

· мониторинг окружающей природной среды;

· экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД) в состав которого входят: оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС); экологическая экспертиза; экологический аудит.

Все перечисленные виды деятельности кратко освещены выше. В порядке дополнения можно отметить некоторые отличительные особенности перечисленных составляющих, а также их нормативно-правовое обеспечение.

Под мониторингомпонимается система наблюдения и контроля по заданной программе за состоянием естественных, естественно-антропогенных комплексов, естественными и антропогенными процессами, которые происходят как в них, так и в целом в Общественный контроль окружающей природной среде с целью рационального использования природных ресурсов охраны природы. Он нацелен на прогнозирование масштабов и возможных изменений в природной среде, выработку научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений и имеет несколько уровней (от глобального до мониторинга источника загрязнений). В этом его отличие от контроля, который выполняется для оценки текущего состояния окружающей природной среды, обусловленного действием только антропогенных факторов, и завершается сравнением величин измеряемых показателей с их нормативными значениями. В какой-то мере контроль приближен к мониторингу источника загрязнения.

Положение о государственной системе мониторинга окружающей среды утверждены Постановлением Кабинета Украины от 30 марта 1998 г. № 391, а порядок организации и проведения Общественный контроль мониторинга по каждой из природных сред утвержден соответствующими Постановлениями Кабинета от 20 августа 1993 г. № 661 (мониторинг земель), от 20 июля 1996 г. № 815 (мониторинг вод), от 9 марта 1999 г. № 343 (мониторинг охраны атмосферного воздуха).

Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности (ЭСХД)включает три вида деятельности:

1. Оценка воздействия на ОПС(ОВОС), осуществляемая на предпроектной или ОВОС проводится на основании ДБН А 2.2.-1-95 «Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании, строительстве предприятий, зданий, сооружений». «Основные положения проектирования».



ОВОС обеспечивает экологическое прогнозирование во временном и пространственном аспектах, которое позволяет выбрать и принять приемлемый в экологическом плане вариант проекта предмета хозяйственной деятельности.

2. Экологическая экспертизапредставляет собой самостоятельный вид Общественный контроль экологического контроля и осуществляется обычно на послепроектной стадии на основании Закона Украины «Об экологической экспертизе», введенном в действие Постановлением Верховной Рады Украины № 46/95-ВР от 09.02.95 г.

Объектами экспертизы являются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно влияющей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и продукты (государственные инвестиционные программы, проекты генпланов населенных пунктов, инвестиционные проекты, проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, документация по внедрению новой техники, а также (в соответствии с решениями КМУ, местных Советов народных депутатов) негативные экологические ситуации, создавшиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, действующие объекты и комплексы).

3. Экологический аудитпрактикуется как проверка Общественный контроль на соответствие действующего предприятия требованиям экологического законодательства или декларируемой им экологической политики. Он проводится на основании Закона Украины «Об экологическом аудите», введенном в действие 24.06.2004 г.

Перечисленные уровни экологического контроля (мониторинг и ЭСХД) имеют своими функциями не только наблюдения и контроль, но и управление состоянием окружающей природной среды (обладают управленческими целями).

В заключение следует назвать также прокурорский надзор за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды, который осуществляет Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему органы прокуратуры.

При осуществлении надзора органы прокуратуры используют данные им законодательством Украины права, включая обращение к судам или арбитражным судам с иском о возмещении ущерба, нанесенного Общественный контроль в результате нарушения об охране окружающей природной среды и приостановлении экологически опасной деятельности.

В случае необходимости в составе органов Прокуратуры Украины могут создаваться специализированные экологические подразделения.


documentarwpdsb.html
documentarwplcj.html
documentarwpsmr.html
documentarwpzwz.html
documentarwqhhh.html
Документ Общественный контроль